К 100-летию кафедры почвоведения Константиновского межевого института.

Истоки кафедры почвоведения, экологии и природопользования – в двух кафедрах Межевого института: почвоведения и мелиорации. Научно-организационные основы кафедры почвоведения были заложены в начале XX в. выдающимися русскими почвоведами А.Н.Сабаниным, С.А.Захаровым и Н.А. Димо. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Уже в конце XIX в. предмет «почвоведение» был включен в учебные программы Межевого института в «ветви сельскохозяйственных знаний». В 1890-1893 гг. составлена специальная инструкция для отбора почвенных образцов. В «Программе преподавательских предметов» на 1906-1907 учебный год особое место отведено преподаванию почвоведения: «Почвоведение вместе с необходимыми предварительными сведениями по минералогии, геологии и, в особенности, химии, должно быть придано в сельскохозяйственной части землемерного курса особенно важное значение, так как знания этого предмета являются опорой всего дальнейшего курса…».

Столыпинская аграрная реформа потребовала в соответствии с новыми задачами землеустройства внесения существенных изменений в учебный процесс Константиновского межевого института, его материально-техническое оснащение.

После 1906 г. увеличились часы занятий химией, ботаникой, почвоведением, земледелием, лесной таксацией, а также курсам культуртехники по обводнению, осушению, проложению дорог, сельскому строительному искусству (включавшему планировку селений).

Знаменательно, что в конце XIX — начале XX в. получают свое содержательное развитие теоретико-правовые и иные вопросы землеустройства. Замечательный русский ученый, профессор КМИ Отто Альфредовича Хауке, являясь сторонником всестороннего, комплексного развития землеустройства, исследовал предмет и метод «землеустроительной специальности» и процесса как науки и учебной дисциплины. Первым поднял вопрос о «учреждении» в КМИ кафедр с соответствующей «своей профессурой».

В работе «Геодезическая и землеустроительные специальности и наша высшая межевая школа» (1908) О.А. Хауке писал: «По существу землеустроительной специальности, центральное место в сельскохозяйственной ветви межевого образования занимают: почвоведение, таксация со своей предпосылкой – сельскохозяйственной экономией и культуртехника. …перечисленные выше науки составляют ядро в системе межевого образования; для них должны быть учреждены соответствующие кафедры». …При современном учебном плане в институте должно быть, по крайней мере, десять кафедр», и восьмая среди них – это кафедра «по почвоведению».

И отдельно О.Хауке пишет о значении почвоведения в учебном курсе: «В новом учебном плане (1904 г. – В.Ш.) мы встречаем почвоведение. Но к нему почему-то приурочена ботаника и на оба предмета …., вместе с зимними практическими занятиями отведено всего шесть часов – время, заведомо недостаточное, в особенности, если иметь в виду, что в учебном плане нет других предметов, которые давали бы естественно-научную подготовку. Кроме того, едва ли можно сомневаться, что преподавание почвоведения в составе межевого образования имеет значение лишь постольку, поскольку оно сопровождается солидными летними практическими занятиями. Обсуждать постановку этого предмета можно в связи и при непременном условии организации таких занятий. Попытки в последнем направлении были сделаны в середине 90-х годов (1890-х гг. – В.Ш.), но затем оставлены и до последних дней не возобновлялись. Поэтому мы вынуждены признать, что преподавание в институте почвоведения пока ни к каким ощутимым результатам привести не могло и не привело; последнее может удостоверить любой межевой инженер из числа окончивших курс за последние годы».

О. Хауке подчеркивая важность и необходимость наличия в КМИ своего штатного профессорско-преподавательского состава, отмечает, что «обращаясь к списку «служащих» в Межевом Институте, мы прежде всего наталкиваемся на один печальный факт – институт своих профессоров не имеет. Должности профессоров по институтскому штату не положены, а высшей преподавательской должности присвоено звание «старшего преподавателя….». И далее: «Распорядившись столь варварским образом со своими кафедрами и профессорскими должностями, Институт оказался вынужденным разместить многие существенные части преподавания между младшим штатным педагогическим персоналом и приватными преподавателями».

В Обозрении преподавания за 1908-1909 учебный год в КМИ сельскохозяйственные науки отмечены чередой событий, говорящих об улучшении содержания курсов и качества преподавания по таким предметам как химия и почвоведение («По остальным сельскохозяйственным предметам ни в содержании курсов, ни в их преподавании изменений против предыдущего года не произошло»). Химию и почвоведение читают профессор А.Н.Сабанин, младшие преподаватели С.А.Захаров и М.А.Цветков.

«Магистр агрономии, экстраординарный профессор Императорского Московского университета, Статский Советник» Сабанин Алексей Николаевич приглашен для преподавания почвоведения в Константиновский межевой институт в сентябре 1903 г. Институт в лице А.Н.Сабанина приобрел «крупного ученого, специалиста-почвоведа и агронома и выдающегося своим многолетним опытом профессора», который в течение «долгого ряда лет в исключительно тяжелых условиях дореформенной институтской жизни…обстоятельно» поставил дело преподавания науки почвоведения в Константиновском Межевом институте Совет Константиновского Межевого института, отмечая педагогические заслуги А.Н.Сабанина, особенно отметил его «ревностный труд над созданием Почвенно-Агрономического Кабинета и Почвенно-Химической Лаборатории… в целях создания наилучших условий для студенческих работ по усвоению основ почвоведения, ради чего Вы не пожалели также труда и сил для составления особого «Краткого Курса Почвоведения» применительно к уровню естественно-исторической подготовки нашего студенчества, курса, который получил широкое распространение и пользуется заслуженной известностью и за стенами института».

Практические занятия по химии и почвоведению с 1908-1909 учебного года велись младшим преподавателем С.А.Захаровымв почвенно-химической лаборатории, которая впервые начала «функционировать» с января 1909 г., «оборудованная с таким расчетом, чтобы она могла служить для практических занятий, как по аналитической химии, так и по почвоведению для группы студентов в 24 человека». Почвенно-химической лабораторией заведовал также С.А.Захаров.

Летом 1909 г. впервые были организованы практические полевые занятия студентов по почвоведению. Главной задачей, с одной стороны, было закрепление приобретенных студентами теоретических и лабораторных сведений в области почвоведения, а, с другой, – ознакомление с приемами полевого исследования почвенного покрова небольших районов и обработки отобранных образцов почв. Занятия под руководством младшего преподавателя С.А.Захарова проходили в Подольском лагере КМИ, «расположенном в 4 верст от ст. Подольск, Курск. жел. дороги, и продолжались для каждой группы в течение четырех дней».

Во время летних работ 1909 г. по почвоведению студентами была собрана коллекция около 80 образцов отдельных горизонтов почв из 25 разрезов в окрестностях Подольска, переданная в почвенно-агрономический кабинет, который был образован также в 1909 г. при расширении кабинета таксации. С.А.Захаров заведовал и почвенно-агрономическим кабинетом.

В те же годы во главе с А.Н.Сабаниным формируется московская школа почвоведов. В отличие от петербургской научной школы она развивала преимущественно прикладную агрономическую направленность почвоведения. Такие особенности двух школ соответствовали структура Московского и Петербургского университетов. Характерно, что именно в Москве создается Почвенный комитет, а в 1911 г. учреждается журнал «Русский почвовед». В работе Комитета участвовали виднейшие почвоведы – В.Р.Вильямс, С.С. Неуструев, Б.Б.Полынов, и среди них преподаватели КМИ – Н.А.Димо, С.А.Захаров, М.М.Филатов, А.Н.Соколовский и другие.

С именами известных почвоведов, сторонников и учеников В.В.Докучаева – основателя русской школы почвоведения, – А.Н.Сабанина, С.А.Захарова, Н.А.Димо, М.М.Филатова, А.Н.Соколовского, Я.Н.Афанасьева так или иначе связана организация кафедры почвоведения в Константиновском Межевом институте.

Таким образом, в 1908-1910 гг. заложен научно-организационный фундамент кафедры почвоведения в Межевом институте. А.Н.Сабанин организовал и развил «обстоятельно поставленное» им «дело преподавания науки почвоведения», вместе с С.А.Захаровым «ревностно потрудился над созданием и развитием Почвенно-Агрономического Кабинета и Почвенно-Химической Лаборатории», составил особый «Краткий Курс Почвоведения». С.А.Захаров впервые ввел в учебный процесс изучение почв в окрестностях Москвы. А.Н.Сабанин и С.А.Захаров стали практически организаторами кафедры почвоведения в Константиновском Межевом институте, где читали лекции по почвоведению и принимали самое деятельное участие в Московском университете, в работе Почвенного Комитета.

В Межевом институте в конце XIX – начале XX в. в разное время преподавали почвоведение А.Н.Сабанин (1903-1917), С.А.Захаров (1906-1917), М.А.Цветков (1908-1917), Н.А. Димо (1917-1920) А.Н.Соколовский (1922-1924), Я.Н.Афанасьев. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в КМИ сформировался крупный центр почвенной науки.

И лишь в 1917 г. согласно закону от 15 ноября 1916 г. «Об установлении Положения и штата Константиновского межевого института» в Межевом институте появилась своя профессура – новым законом впервые в штатном расписании института появились должности профессоров [17]. Тем временем в связи с начавшимися революционными событиями учебный процесс резко затормозился. Датой рождения первых кафедр КМИ следует считать конец августа 1917 г. То были 7 кафедр при геодезическом отделении – математики, физики, инструментоведения, геодезии, высшей геодезии с картографией, астрономии, инженерно-строительных наук и 9 кафедр земельного отделения – государственного права, истории землевладения и межевания, гражданского права, русского поземельного права, межевого и землеустроительного проектирования, сельскохозяйственной таксации, лесной таксации, почвоведения, культуртехники.

По сохранившимся источникам первым заведующим «утвержденной» кафедры почвоведения стал Димо Николай Александрович, который руководил ею с 1917 по 1920 гг.[18]. По другим источникам – Н.А.Димо – «профессор Инженерно-Мелиорационного факультета», т.е. на должности «профессора». Может быть, еще и в должности заведующего кафедрой. Очевидно одно, что Димо Н.А. в 1920 г. состоял в штате Межевого института.

А Сергей Александрович Захаров, к тому времени известный в научных кругах ученый, получил приглашение принять участие в создании Политехнического института в Тбилиси и в 1919 г. переезжает в Краснодар, где принимает участие в создании Кубанского Политехнического института (впоследствии Кубанский сельскохозяйственный институт, а ныне Кубанский государственный аграрный университет) и до 1935 г. занят в организации этих двух вузов в Краснодаре и Тбилиси.

В 1922 г. на кафедру почвоведения был приглашен в качестве профессора и заведующего почвовед-агроном А.Н.Соколовский. В связи с организацией сельскохозяйственных вузов на Украине, профессор А.Н.Соколовский в 1925 г. перевелся в Харьков, где организовал крупный просветительский сельскохозяйственный центр.

В Центральном историческом архиве г. Москвы находится «Выписка из протокола №21 заседания правления Московского Межевого Института от 19/XI – 24 г.». На этом заседании был поставлен вопрос «Об утверждении кандидатуры проф. Захарова по кафедре почвоведения вместо ушедшего Соколовского». Можно предположить, что вместо А.Н.Соколовского заведующим кафедрой почвоведения ММИ в ноябре 1924 г. был назначен профессор Захаров. Не очевидно, что это тот Сергей Александрович Захаров, который в 1909 г. был еще младшим преподавателем и так активно участвовал в улучшении преподавания почвоведения в Межевом институте. По всей видимости, период после 1917 г. требует более тщательного исследования с привлечением и других архивных материалов.

Но совершенно доказано, что к 1917 г., времени официального утверждения современной структуры Межевого института, т.е. наличия кафедр и своего штатного профессорско-преподавательского состава, кафедра почвоведения как научно-организационная единица была уже сформирована. А научно-организационный фундамент для создания кафедры был заложен к 1910 году.