Истоки кафедры геоэкологрии и природопользования — в двух кафедрах Константиновского межевого института (КМИ) — почвоведения и мелиорации. Научно- организационные основы кафедры почвоведения были заложены в начале XX в. выдающимися русскими почвоведами А.Н. Сабаниным, С.А. Захаровым и Н.А. Димо. Уже в конце XIX в. предмет «почвоведение» был включен в учебные программы Межевого института в «ветви сельско-хозяйственных знаний» [1]. В 1890-1893 гг. составлена специальная инструкция для отбора почвенных образцов [2]. В «Программе преподавательских предметов» на 1906-1907 учебный год особое место отведено преподаванию почвоведения: «Почвоведение вместе с необходимыми предварительными сведениями по минералогии, геологии и, в особенности, химии, должно быть придано в сельскохозяйственной части землемерного курса особенно важное значение, так как знания этого предмета являются опорой всего дальнейшего курса…» [3]. Столыпинская аграрная реформа потребовала в соответствии с новыми задачами землеустройства внесения существенных изменений в учебный процесс Константиновского межевого института, его материально-техническое оснащение. После 1906 г. увеличились часы занятий химией, ботаникой, почвоведением, земледелием, лесной таксацией, а также курсам культур-техники по обводнению, осушению, проложению дорог, сельскому строительному искусству (включавшему планировку селений). Знаменательно, что в конце XIX — начале XX в. получают свое содержательное развитие теоретико-правовые и иные вопросы землеустройства. Профессор КМИ О.А. Хауке, сторонник всестороннего, комплексного развития землеустройства, исследовал предмет/ метод «землеустроительной специальности» и процесса как науки и учебной дисциплины, первым поднял вопрос о «учреждении» в КМИ кафедр с соответствующей «своей профессурой». В работе «Геодезическая и землеустроительные специальности и наша высшая межевая школа» (1908) Хауке писал: «По существу землеустроительной специальности, центральное место в сельскохозяйственной ветви межевого образования занимают: почвоведение, таксация со своей предпосылкой – сельскохозяйственной экономией и культур-техника. …перечисленные выше науки составляют ядро в системе межевого образования; для них должны быть учреждены соответствующие кафедры». …При современном учебном плане в институте должно быть, по крайней мере, десять кафедр», и восьмая среди них – это кафедра «по почвоведению» [4].
И отдельно Хауке отмечает значение почвоведения в учебном курсе: «В новом учебном плане (1904 г. – В.Ш.) мы встречаем почвоведение. Но к нему почему-то приурочена ботаника и на оба предмета, вместе с зимними практическими занятиями отведено всего шесть часов – время, заведомо недостаточное, в особенности, если иметь в виду, что в учебном плане нет других предметов, которые давали бы естественно-научную подготовку. Кроме того, едва ли можно сомневаться, что преподавание почвоведения в составе межевого образования имеет значение лишь постольку, поскольку оно сопровождается солидными летними практическими занятиями. Обсуждать постановку этого предмета можно в связи и при непременном условии организации таких занятий. Попытки в последнем направлении были сделаны в середине 90-х годов (1890-х гг. – В.Ш.), но затем оставлены и до последних дней не возобновлялись. Поэтому мы вынуждены признать, что преподавание в институте почвоведения пока ни к каким ощутимым результатам привести не могло и не привело; последнее может удостоверить любой межевой инженер из числа окончивших курс за последние годы» [4]. Хауке подчеркивая важность и необходимость наличия в КМИ своего штатного профессорско- преподавательского состава, отмечает, что «обращаясь к списку «служащих» в Межевом Институте, мы прежде всего наталкиваемся на один печальный факт – институт своих профессоров не имеет. Должности профессоров по институтскому штату не положены, а высшей преподавательской должности присвоено звание «старшего преподавателя…». И далее: «Распорядившись столь варварским образом со своими кафедрами и профессорскими должностями, Институт оказался вынужденным разместить многие существенные части преподавания между младшим штатным педагогическим персоналом и приватными преподавателями» [4]. В Обозрении преподавания за 1908-1909 учебный год в КМИ сельскохозяйственные науки отмечены чередой событий, говорящих об улучшении содержания курсов и качества преподавания по таким предметам как химия и почвоведение («По остальным сельско- хозяйственным предметам ни в содержании курсов, ни в их преподавании изменений против предыдущего года не произошло») [5, 6]. Химию и почвоведение читают профессор А.Н. Сабанин, младшие преподаватели С.А. Захаров и М.А. Цветков. «Магистр агрономии, экстраординарный профессор Императорского Московского университета, Статский Советник» Сабанин Алексей Николаевич приглашен для преподавания почвоведения в Константиновский межевой институт в сентябре 1903 г. [7]. Институт в лице А.Н. Сабанина приобрел «крупного ученого, специалиста-почвоведа и агронома и выдающегося своим многолетним опытом профессора», который в течение «долгого ряда лет в исключительно тяжелых условиях дореформенной институтской жизни…обстоятельно» поставил дело преподавания науки почвоведения в КМИ. Отмечая педагогические заслуги А.Н. Сабанина, Совет КМИ оценил его «ревностный труд над созданием Почвенно-Агрономического Кабинета и Почвенно-Химической Лаборатории… в целях создания наилучших условий для студенческих работ по усвоению основ почвоведения, ради чего Вы не пожалели также труда и сил для составления особого «Краткого Курса Почвоведения» применительно к уровню естественно-исторической подготовки нашего студенчества, курса, который получил широкое распространение и пользуется заслуженной известностью и за стенами института» [8].
Практические занятия по химии и почвоведению с 1908-1909 учебного года велись младшим преподавателем С.А. Захаровым в почвенно-химической лаборатории, которая впервые начала «функционировать» с января 1909 г., «оборудованная с таким расчетом, чтобы она могла служить для практических занятий, как по аналитической химии, так и по почвоведению для группы студентов в 24 человека». Почвенно-химической лабораторией заведовал также С.А. Захаров [9]. Летом 1909 г. впервые были организованы практические полевые занятия студентов по почвоведению. Главной задачей, с одной стороны, было закрепление приобретенных студентами теоретических и лабораторных сведений в области почвоведения, а, с другой, — ознакомление с приемами полевого исследования почвенного покрова небольших районов и обработки отобранных образцов почв. Занятия под руководством младшего преподавателя С.А. Захарова проходили в Подольском лагере КМИ, «расположенном в 4 верст от ст. Подольск, Курск. жел. дороги, и продолжались для каждой группы в течение четырех дней» [10]. Во время летних работ 1909 г. по почвоведению студентами была собрана коллекция около 80 образцов отдельных горизонтов почв из 25 разрезов в окрестностях Подольска, переданная в почвенно-агрономический кабинет, который был образован также в 1909 г. при расширении кабинета таксации. С.А. Захаров заведовал и почвенно-агрономическим кабинетом [11]. В те же годы во главе с А.Н. Сабаниным формируется московская школа почвоведов. В отличие от петербургской научной школы она развивала преимущественно прикладную агрономическую направленность почвоведения. Такие особенности двух школ соответствовали структура Московского и Петербургского университетов. В Москве создается Почвенный комитет, а в 1911 г. учреждается журнал «Русский почвовед». В работе Комитета участвовали виднейшие почвоведы – В.Р. Вильямс, С.С. Неуструев, Б.Б. Полынов, и среди них преподаватели КМИ — Н.А. Димо, С.А. Захаров, М.М. Филатов, А.Н. Соколовский и другие [12].
С именами известных почвоведов, сторонников и учеников В.В. Докучаева — основателя русской школы почвоведения, — А.Н. Сабанина, С.А. Захарова, Н.А. Димо, М.М. Филатова, А.Н. Соколовского, Я.Н. Афанасьева так или иначе связана организация кафедры почвоведения в КМИ. Таким образом, в 1908-1910 гг. заложен научно-организационный фундамент кафедры почвоведения в КМИ. А.Н. Сабанин организовал и развил «обстоятельно поставленное» им «дело преподавания науки почвоведения», вместе с С.А. Захаровым «ревностно потрудился над созданием и развитием Почвенно-Агрономического Кабинета и Почвенно-Химической Лаборатории», составил особый «Краткий Курс Почвоведения». С.А. Захаров впервые ввел в учебный процесс изучение почв в окрестностях Москвы. Сабанин и Захаров стали практически организаторами кафедры почвоведения в КМИ, где читали лекции по почвоведению и принимали самое деятельное участие в Московском университете, в работе Почвенного Комитета [13]. В КМИ в конце XIX — начале XX в. в разное время преподавали почвоведение А.Н. Сабанин (1903-1917?), С.А. Захаров (1906-1917), М.А. Цветков (1908-1917?), Н.А. Димо (1917-1920) А.Н. Соколовский (1922-1924), Я.Н. Афанасьев (?). Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в КМИ сформировался крупный центр почвенной науки [14]. В 1917 г. согласно закону от 15 ноября 1916 г. «Об установлении Положения и штата Константиновского межевого института» появилась своя профессура — новым законом впервые в штатном расписании Института появились должности профессоров [15]. Тем временем в связи с начавшимися революционными событиями учебный процесс резко затормозился. Датой рождения первых кафедр КМИ следует считать конец августа 1917 г. То были 7 кафедр при геодезическом отделении – математики, физики, инструментоведения, геодезии, высшей геодезии с картографией, астрономии, инженерно-строительных наук и 9 кафедр земельного отделения – государственного права, истории землевладения и межевания, гражданского права, русского поземельного права, межевого и землеустроительного проектирования, сельскохозяйственной таксации, лесной таксации,почвоведения, культуртехники. По сохранившимся источникам, первым заведующим «утвержденной» кафедры почвоведения стал Димо Николай Александрович, который руководил ею с 1917 по 1920 гг. [16]. По другим источникам – Н.А. Димо – «профессор Инженерно-Мелиорационного факультета», т.е. на должности «профессора». Может быть, еще и в должности заведующего кафедрой [17]. Очевидно одно, что Димо в 1920 г. состоял в штате КМИ. А Сергей Александрович Захаров, к тому времени известный в научных кругах ученый, получил приглашение принять участие в создании Политехнического института в Тбилиси и в 1919 г. переезжает в Краснодар, где принимает участие в создании Кубанского Политехнического института (впоследствии Кубанский сельскохозяйственный институт, а ныне Кубанский государственный аграрный университет) и до 1935 г. занят в организации этих двух вузов в Краснодаре и Тбилиси.
В 1922 г. на кафедру почвоведения был приглашен в качестве профессора и заведующего почвовед-агроном А.Н. Соколовский. В связи с организацией сельскохозяйственных вузов на Украине, профессор Соколовский в 1925 г. перевелся в Харьков, где организовал крупный просветительский сельскохозяйственный центр. В Центральном историческом архиве г. Москвы находится «Выписка из протокола No21 заседания правления Московского Межевого Института от 19/XI – 24 г.» [18]. На этом заседании был поставлен вопрос «Об утверждении кандидатуры проф. Захарова по кафедре почвоведения вместо ушедшего Соколовского». Можно предположить, что вместо А.Н. Соколовского заведующим кафедрой почвоведения ММИ в ноябре 1924 г. был назначен профессор Захаров. Не очевидно, что это тот Сергей Александрович Захаров, который в 1909 г. был еще младшим преподавателем и так активно участвовал в улучшении преподавания почвоведения в Межевом институте. По всей видимости, период после 1917 г. требует более тщательного исследования с привлечением и других архивных материалов. Но совершенно доказано, что к 1917 г., времени официального утверждения современной структуры Межевого института, т.е. наличия кафедр и своего штатного профессорско- преподавательского состава, кафедра почвоведения как научно-организационная единица была уже сформирована. А научно-организационный фундамент для создания кафедры был заложен в 1908-1909 гг. В августе 1917 г. Константиновский межевой институт был разделён на кафедры и первым заведующим «утвержденной» кафедры почвоведения стал почвовед, мелиоратор, специалист по почвенной зоологии и «профессор Инженерно-Мелиорационного факультета» КМИ Димо Николай Александрович (1873-1959). Кафедрой почвоведения заведовали: Н.А. Димо (1917-1920), А.Н. Соколовский (1922-1924), С.А. Захаров (1924-1925?), И.Ф. Голубев (1925-1971). Кафедра мелиорации была создана в Московском межевом институте в 1926 г. и ей заведовали: А.Я. Скорняков (1926-1929), А.Я. Калабугин (1929-1960), С.И. Мурашов (1960-1975). После ряда организационных перестроек почвоведение и мелиорация стали преподаваться на объединенной новой кафедре — почвоведения и сельскохозяйственной мелиорации. С 1975 по 1989 гг. кафедру почвоведения и сельскохозяйственной мелиорации возглавлял доктор технических наук, профессор, известный ученый и педагог, много сделавший для развития почвоведения и мелиорации в стране Николай Иванович Ильин.
В 1992 г. кафедра почвоведения и сельскохозяйственной мелиорации была преобразована в кафедру почвоведения и экологии. С 1989 по 2007 гг. кафедрой почвоведения и экологии заведовал доктор географических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР Александр Владимирович Хабаров. С 2008 г. кафедру почвоведения и экологии возглавляет доктор экономических наук, профессор, известный в России и за рубежом учёный и педагог в области землеустройства, экономики и экологии землепользования, а также связанных с ними дисциплин — Валентин Валентинович Вершинин. Кафедра ведет большую учебную работу на факультетах университета по следующим специальностям и направлениям: землеустройство и кадастры (бакалавриат); природопользование (специалитет); экология и природопользование (бакалавриат); охрана окружающей среды и РИПР (специалитет); энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (бакалавриат); техносферная безопасность (бакалавриат). Кафедре, с приходом нового заведующего, с 2009 г. был придан статус «выпускающей». Для реализации полученного статуса под руководством и при непосредственном участии В.В. Вершинина была разработана учебно-методическая база для освоения 52 новых для кафедры учебных дисциплин. В настоящее время кафедра успешно выпускает специалистов по двум учебным специальностям: «Природопользование», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» и готовит бакалавров по направлениям: «Экология и природопользование», «Техносферная безопасность», при этом не менее 30% выпускников кафедры поступают и плодотворно учатся в аспирантуре. В 2010 г. кафедра почвоведения и экологии была преобразована в кафедру почвоведения, экологии и природопользования. В 2020 переименована в кафедру геоэкологии и природопользования.