Музейные учебные практики: проведение детальных минералогических исследований студентами ГУЗ при Минералогическом музее имени А. Е. Ферсмана РАН

“Минералогїя есть часть естественной Исторїи, которая научаетЪ насЪ познавать ископаемыя тѣла, то есть отличать оные отЪ всѣхЪ другихЪ телЪ по существеннымЪ ихЪ признакамЪ, знать ихЪ свойства, мѣсторожденїя, пользу, и всѣ отношенїя ихЪ какЪ между собою такЪ и кЪ другимЪ тѣламЪ”

Академїк Василїй СевергинЪ,

1789 год.

 

В соответствии с приказом о проведении учебных и производственных практик в 2022/2023 уч., в период с 06.07 – 14.07.2023 г. в рамках проведения учебной практики по геологии, студенты 1 курса направления «Экология и природопользование» и сотрудники кафедры геоэкологии и природопользования ФГБОУ ВО ГУЗ посетили старейший в нашей стране и один из старейших в Европе музей – Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана РАН.

Одним из видов закрепления и углубления теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности является проведение музейной учебной практики.

В соответствии с новыми рабочими программами, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.020 №680, учебный этап практики по геологии проведён на базе естественнонаучного музея.

В рамках учебной практики в период с с 06.07 – 14.07.2023 г. студенты провели:

  • знакомство с геологическим строением определенной территории по литературным данным, аналитическую работу с литературой;
  • формирование навыков работы с геологическими картами;
  • оценку геологических условий и рельефа выбранной территории;
  • описание геологического строения и процессов, влияющих на формирование исследуемой территории;
  • детальные научные минералогические исследования;
  • систематизацию и оформление собранного материала.

Закрепление полученных навыков, традиционно, пройдёт в рамках полевых практик после окончания лекционного курса в 4 семестре по соответствующим дисциплинам в летнее время на территории бассейна реки Осётр.

Познавательная лекция началась с знакомства студентов с историей становления Музея и формировании передовой минералого-геохимической школы.

История становления старейшего Минералогического музея тесно связана с развитием минералогии в России. Большое количество известных отечественных и зарубежных минералогов и учёных или непосредственно работали в музее, или их деятельность была тесно связана с музеем.

История становления и развития Музея насчитывает 10 периодов – от Петра до Ломоносова (1716-1747), экспедиционных исследований, дальнейших пополнений коллекций (1747-1790), пополнений и усовершенствований Минерального кабинета крупнейшим собранием минералов в России Академиком В.М. Севергиным (1790-1836), преобразования Минерального кабинета в Минералогический музей (1836-1873), развития музейного дела, создании новых лабораторий, основании периодического печатного издания (1873-1917), развития Музея в Академии наук как научного музейного учреждения нового типа А. Е. Ферсманом (1917-1934), переводе Академии наук СССР и Музея в Москву (1934-1945), развитии научно-исследовательской деятельности Музея (1945-1976), сложного и длительного пути развития Музея, открытия экспозиций и их активным обновлением (1976-1996, 1996-2016, 2016 – наст.время).

Основа музея была заложена организацией Минерального кабинета Кунсткамеры в Санкт-Петербурге в 1716 году. В 1936 г. в Москве Музею было предоставлено старинное здание (1806-1808 гг. постройки) в усадьбе графа А. Орлова “Нескучный сад” (бывший манеж), которое является памятником архитектуры начала XIX в.

По приказу Петра I, у доктора медицины и физика Кристофа Готтвальда из Данцига была закуплена обширная по тому времени коллекция минералов (1195 образцов!).

Коллекция была дополнена образцами с российских месторождений и с 1719 года выставлена для публики в Санкт-Петербурге в здании Кикиных палат. тобы привлечь посетителей в Кунсткамеру Пётр I повелел ежегодно выделять 400 рублей для их угощения. Чуть позже, после создания в 1725 году Академии наук в Петербурге, Кунсткамера была передана в её ведение.

В 1741 году для составления каталогов и разбора минералов был к Академии наук был прикомандирован М. В. Ломоносов. К тому времени Минеральный кабинет насчитывал уже более 3000 образцов.

В 1836 году кабинет был преобразован в Минералогический музей, который возглавил выдающийся учёный-геолог Григорий (Грегор) Петрович Гельмерсен. Музей в это время пополнялся из частных коллекций, а в 1912 году было приобретено уникальное собрание П.А. Кочубея (более 2700 образцов из русских и иностранных месторождений).

Академик А.Е. Ферсман, которого Алексей Толстой назвал «Поэтом камня», возглавил музей в 1919 году и очень многое сделал в эти сложные послереволюционные годы для его сохранения и развития.

Разнообразные материалы и коллекции, поступавшие в музей с его основания в 1716 году были в начале нашего столетия систематизированы под руководством В.И.Вернадского. С этого времени фонды музея разделены на шесть основных коллекций:

  • Систематическая коллекция – насчитывает на текущий момент более 96000 образцов, представляющих около 3800 из более чем 5500 известных в природе минеральных видов. В эту коллекцию подобраны образцы, характеризующие разнообразие видов и разновидностей минералов по составу, морфологии, физическим свойствам, ассоциациям с другими минералами.
  • Коллекция кристаллов – более 5000 образцов, представляющих кристаллы 7 кристаллических систем (сингоний). В эту коллекцию подобраны, как правило, хорошо образованные кристаллы, характеризующие известные формы природной огранки, законы двойникования. В эту же коллекцию по традиции входят синтетически полученные минералы.
  • Коллекция месторождений – более 32000 образцов. Характеризует набор минеральных видов, комплексы минеральных ассоциаций и генетические особенности более чем трех сотен отечественных месторождений и нескольких десятков наиболее известных зарубежных.
  • Коллекция образований и превращений минералов – около 3000 образцов, представляющих различные способы роста, изменений и замещений минералами друг друга или органических тел, процессы образования минералов. Основной частью этой коллекции является подборка псевдоморфоз.
  • Коллекция драгоценных и поделочных камней и изделий из камня – среди почти 7000 образцов этой коллекции, как необработанные минералы, используемые в ювелирном деле, так и граненые драгоценные камни. Большой раздел коллекции – изделия из камня русских и иностранных мастеров 18-20 веков. В частности, из мастерских Карла Фаберже.
  • Коллекция метеоритов, тектитов и импактитов – среди экспонатов музея есть поистине уникальные и редкие экземпляры. Целая экспозиция посвящена метеоритам. В числе представленных экспонатов — широко известный метеорит «Палласово железо» и так называемые «капли» метеоритных дождей.

Коллектив кафедры геоэкологии и природопользования ФГБОУ ВО ГУЗ, а именно студенты 1 курса направления «Экология и природопользование» и преподаватели – к.г.н., доц. Лепехин П.П., к.г.н., ст. преподаватель Юрова Ю.Д. выражают огромную благодарность экскурсоводам и сотрудникам  Минералогического музея имени А. Е. Ферсмана РАН – Владимиру Юрьевичу Карпенко и Ивану Аркадьевичу Ткаченко за «богатую» информативную лекцию, которая восхищает ум и взор и за возможность осуществления детальных научных минералогических исследований в рамках практики.