
В соответствии с приказом о проведении комплексных учебных ознакомительных практик по экологии, экологии и природопользованию и наукам о Земле в 2022/2023 уч. году №663-Д от 27.04.2023 г., в период с 20 июня по 26 июля 2023 г. кафедра проводит комплексные учебные ознакомительные практики по экологии и природопользованию, экологии, «Наукам о Земле» на НУБ «Горное» (н/п Спас-Дощатый, Зарайский р-н, Московская область).
В 2023 г. полевые практики проводятся в соответствии с новыми рабочими программами согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.020 №680.
Полевые работы по проведению мониторинговых исследований — гидролого-гидрохимических, геохимических, ландшафтных и почвенных исследований; геоэкологического и агроэкологического мониторинга; наладка и стандартизация оборудования для проведения натурных наблюдений в области агроэкомониторинга, землеустройства, экологии, гидрологии, почвоведения, картографии и обучение работы с ним студентов и магистров.
Практики проходят под чутким руководством опытнейших преподавателей кафедры геоэкологии и природопользования д.г.н., профессора В.А. Широковой, к.г.н, доцентов А.Ф. Гурова, Р.С. Широкова, П.П. Лепехина, ст. преподавателя Ю.Д. Юровой, а также студентов IV курса бакалавриата и I курса магистратуры направления «Экология и природопользование» — А.А. Афанасьевой и М.О. Мулина.
Для студентов 2 курса направления «Техносферная безопасность» сотрудниками кафедры геоэкологии и природопользования полевые учебные ознакомительные практики по экологии и наукам о Земле организованы впервые.
Полевые практики традиционно проводятся после окончания лекционного курса по соответствующим дисциплинам в летнее время на территории бассейна реки Осётр.
Комплексные учебные ознакомительные практики по экологии, экологии и природопользованию и наукам о Земле включают шесть основных разделов: общую экологию, геологию, ландшафтоведение, гидрологию/гидрохимию, метеорологию и климатологию.
Основная цель ознакомительных практик по экологии, экологии и природопользованию и наукам о Земле — сбор и обработка (в том числе организация, переработка, хранение, трансформация и обобщение) гидролого-гидрохмических данных с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; закрепление и углубление знаний, полученных при изучении теоретического курса экологии — умение различать разные типы природных комплексов, описывать их структуру, отмечать процессы и факторы, влияющие на формирование исследуемой территории; подготовка студентов к организации и проведению самостоятельных ландшафтных исследований, включающих: оценку выделенных ландшафтных единиц, ознакомление с методическими приёмами отбора, анализа и оформления полевой информации в соответствии с профилем подготовки специалистов, выпускаемых вузом.
В рамках полевых исследований в период с 20 июня по 26 июля 2023 г. студенты:
— познакомились с наиболее типичными в данных природных условиях водными объектами, ландшафтными и метеорологическими особенностями региона и на их примере закрепление некоторых положений теоретического курса профильных дисциплин, составной частью которых является практика, тем самым углубили, систематизировали и интегрировали теоретические знания и практические навыки;
— сформировали навыки проведения основных видов полевых гидролого-гидрохимических работ, обработки научной информации, анализа, интерпретации и аргументации результатов проведённого исследования: а) режимных наблюдений на реке и ручьях; б) организации и проведении промерных работы, изучения рельефа дна, типа и распределения русловых отложений реки; в) изучение распределения скоростей течения в поперечном сечении русла; измерение расходов воды различными методами (при измерении скоростей гидрометрической вертушки, поверхностными поплавками, методом ионного паводка; г) рекогносцировочного гидроэкологического обследования участка реки и водных объектов; д) исследования продольного изменения гидролого-гидрохимических характеристик в ручьях овражной сети; е) фиксации в дневнике фактических данных, полученных в точках наблюдений и по ходу маршрутов; ж) простейших гидрохимических исследований водных объектов района практики;
— получили практические навыки по применению полевых портативных лабораторий для измерения показателей состояния окружающей среды — температуры и влажности воздуха, кислотности почвы, уровня инсоляции и пр. с помощью приборов;
— приобрели практические навыки в области геоботанических исследований — изучение морфологии и определение растений, описание растительных ассоциаций, исследование распространения инвазионных видов растений и др.;
— изучили животный мир природных комплексов — беспозвоночных и позвоночных животных по следам жизнедеятельности и др., в том числе водных объектов, и их роли в экосистемах;
— провели ландшафтную съёмку изучаемой территории с выделением ландшафтных единиц регионального и локального уровней, овладели методом ландшафтного профилирования; использовали приёмы и методы полевых исследований на «ключевых» (экспериментальных) участках для выявления межкомпонентных и межландшафтных связей;
— определили влияние деятельности человека на природные комплексы, провели экологический мониторинг;
— провели камеральную обработку собранного материала;
— разработали научно-обоснованные рекомендации и предложения;
— закрепили навыки презентации, публичной дискуссии и защиты полученных результатов в виде отчёта и графических материалов, разработанных предложений и рекомендаций;
— развили важное качество — умение применять полученные знания при решении прикладных задач.
Научные разработки кафедры геоэкологии и природопользования, материалы многолетних полевых наблюдений и исследований студентов и аспирантов на научно-учебном полигоне «Горное» за 2015-2023 гг., отдельные сюжеты из опубликованных источников войдут в научно-исследовательские работы, дипломы, магистерские и кандидатские диссертации, статьи, учебники, учебно-методическое пособия, монографии по направлению «Экология и природопользование», «Техносферная безопасность» и «Геоэкология».
В 2023 г. студентами и сотрудниками кафедры по результатам комплексных экспедиционных исследований бассейна р. Осётр — сплава от н/п Протекино до н/п Берхино с отбором проб воды, воздуха, почв и изучением биоценоза, разработаны ландшафтно-планировочные рекомендации и решения по оптимизации использования территории полигона, актуализации маршрутов и создания геоэкологических троп.
Для оценки источников питьевой воды и питьевого водоснабжения (родников, колодцев, скважин) с 2016 г. кафедра проводит обследование подземных вод и даёт экспертное заключение их пригодности. В 2023 г. на основе качественного химического лабораторного анализа по 17 основным компонентам с использованием надлежащих методик СанПиН 2.1.3684-21, стандартов, нормативных документов и специализированных приборов экспертиза проведена по санитарно-эпидемиологическим требованиям следующих водных объектов — колодцев, родников, скважин н/п Аргуново — Спас-Дощатый бассейна р. Осетр; г. Воскресенск бассейна р. Нерская; н/п Морозовы-Борки — Александро-Просковинка бассейна р. Пара (Рязанская область).
Результаты, проводимых кафедрой научных исследований по оценке качества ОС в рамках геоэкологического мониторинга 2015-2023 гг., позволяют сформировать комплексную геоэкологическую оценку водосборной территории р. Осётр в условиях антропогенного воздействия, и продолжить информационно-аналитическое наполнение геоэкологического паспорта бассейна р. Осётр — документа, отражающего экологическое состояние водного объекта в соответствии с общепризнанными водоохранными нормами и требованиями к зонам отдыха (рекреации) для обеспечения функционирования экологического благополучия, прогнозирования экокризисных ситуаций и раннего предупреждения об экологических опасностях при оценке состояния водного объекта.
Студенты и преподаватели кафедры геоэкологии и природопользования выражают огромную признательность и благодарят за возможность осуществления полевых исследований, тёплое отношение, понимание, неоценимый вклад при организации практики – врио ректора ГУЗ Т.В. Папаскири, административный персонал и сотрудников базы НУБ «Горное» – В.У. Устича, И.Н. Устич.





















