Полевые учебные практики кафедры почвоведения, экологии и природопользования — результат соединения теоретических знаний с практическими умениями и навыками

Практика по почвоведению.Кафедра почвоведения, экологии и природопользования ежегодно проводитполевую учебную практику по почвоведению со студентами 1 курса по направлениям подготовки «Землеустройство», «Кадастр недвижимости» и «Городской кадастр» в соответствии с учебным планом и графиком.Основой для проведения практики являются знания и навыки, полученные студентами на лекционных и практических занятиях дисциплины «Почвоведение». На лекцияхони познакомились с теоретическими основами и методами полевых исследований, на практических занятиях изучили приемы камеральной обработки полевых данных, приборы и устройства, их принципы действия и диапазон применения.

Базой для проведения учебой полевой практики является учебно-опытный полигон «Чкаловский», расположенныйв Щелковском районе Московской области. Практика проходила в установленные графиком сроки с 04.07 по 08.07.2022 г., под руководством опытных преподавателей кафедры профессора Г.Г. Морковкина, доцента Т.А. Соколовой, доцента Н.В. Хватыш и заведующего лабораторией Джафарова В.В.

Главной целью учебной полевой практики является закрепление и углубление полученных теоретических знаний, полученных во время изучения дисциплины «почвоведение»и сопряженных с ней других дисциплин, приобретение практических навыков полевого изучения почв и растительности, умения анализировать причины изменений свойств и пространственного распределения почв под влиянием природных факторов и деятельности человека.

Учебная полевая практика по почвоведению делится на подготовительный, полевой и камеральный периоды. В подготовительный период студенты проходят инструктаж по технике безопасности, знакомятся с природными условиями изучаемого региона, картографическими материалами. Полевой период включает самостоятельное изучение почв, построение почвенных профилей, описание растительности. В камеральный период данные полевых исследований оформляются в виде отчета и графического материала. Для полевых работ используется следующее оборудование: полевой дневник, компас, карта местности (топографическая основа для полевого почвенного обследования не менее 1:10000), клеенчатый сантиметр, лопаты, нож, цветные и простые карандаши, полиэтиленовые пакеты для почвенных образцов, бумажные и/или клеенчатые этикетки, фотоаппарат, реактивы для полевого химанализа, фляга с водой, оберточная бумага или газеты, шпагат, ящик для монолита.Учебные группы разбиваются на бригады, каждая получает задание по почвенному обследованию земельного участка, указанного преподавателем. Выбранный участок должен охватывать большинство форм рельефа – водораздел, склоны, речка или ручьи, пашни, сенокосы, леса и пр.

В процессе прохожденияполевой практики во время обзорных маршрутов под руководством преподавателейстуденты научились выбирать места для заложения почвенных разрезов, причем направление профиля должно исходить из особенностей рельефа территории. Овладелипрактической методикой морфологического описания профиля почв и методикой полевого описания факторов почвообразования   рельефа, почвообразующих (материнских) пород, растительности, характера увлажнения территории.Отработали методику правильного отбора образцов почв для анализов и почвенных монолитов. Также студенты сделали описание растительности, характерной для Московской области (лугов, пастбищ, лесов), собрали растения, определили их, дали названия растительным ассоциациям и оформили гербарий.Были освоены приемы составления и оформления почвенных карт.Результаты практики оформлялись студентами в виде заключительного отчета, в котором приводятся итоги проведенных полевых исследований.

 

Практика по геологии и геоморфологии. Учебная практика по геоморфологии является обязательным компонентом дисциплины «Геология с основами геоморфологии», которая изучается студентами 1 курса факультета Городской кадастр. В процессе прохождения практики происходит формирование способности студентов к ландшафтному анализу территорий, готовности участвовать в проведении почвенных, агрохимических и агроэкологических обследований земель.

Цель практики заключается в закреплении и углублении студентами теоретических знаний,полученных студентами при освоении курса «Геология с основами геоморфологии», а именно о строении, происхождении, истории развития и динамике рельефа земной поверхности на примере наблюдения и изучения различных форм рельефа определенной территории. Особенности рельефа и рельефообразующих процессов изучаются в тесной взаимосвязи с геологическим строением и с учетом влияния всех компонентов природной среды. Особое внимание уделяется влиянию антропогенных факторов на рельефообразование.

Основные задачи практики, решаемые студентами под руководством опытных преподавателей профессора Г.Г. Морковкина и доцента Т.А. Соколовой, это: ознакомление со строением рельефа и историей геоморфологического развития Москвы и Московской области; овладение методикой полевых геоморфологических исследований (измерение и описание отдельных форм рельефа и их комплексов, изучение и описание их геологического строения, выполнение графических документов — геоморфологических карт, профилей и зарисовок); привитие студентам навыков исследовательской работы и научного творчества.

Объектом геоморфологических исследований является рельеф парка «Коломенское».Первый этап — проведение исследований близлежащих районов вокруг парка, для определения преобладающей поверхности грунта и определения по картам глубинных слоев. Второй этап — изучение долины р. Москва вблизи Коломенского парка с обозначением характеристик: крутизны берегов и уреза воды, с последующим построением профиля.

В результате прохождения учебной практики по геоморфологии студенты отработали методы описания речной долины и оползневых склонов. В результате проведенных исследований с помощью комплекса методов была установлена структура оползневого массива в Коломенском, как в разрезе, так и в плане. Наряду с материалами инженерно-геологических изысканий были проанализированы данные высокоточного мониторинга оползневого склона (геодезические и инклинометрические наблюдения), а также результаты геофизических исследований.Для выявления геоморфологических комплексов были изу­чены не отдельные формы рельефа, а целые геоморфологические системы, предварительно выделенные на топографических картах и аэрофотоснимках, например, долинно-речные, овражно-балочные и др.Для получения морфометрических данных производились замеры абсолютных и относительных высот, простирания форм рельефа, их внешних очертаний, углов склонов и т. п. В результате, можно отметить, что студентами были освоены методы профилирования. Били построены геоморфологический продольный профиль речной долины и поперечный профиль склонов. Изучена растительность выбранного участка. Кроме того, студенты познакомились с отложениями юркого периода, обнаружив хорошо сохранившиеся образцы, которые позволяют узнать больше о прошлом нашей планеты.

 Таким образом, полевые исследования — результат соединения теоретических знаний с практическими умениями и навыками. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что студенты, прошедшие полевую практику по почвоведению, геологии и геоморфологии, владеют навыками и умениями оценить разнообразие почв и рельефа данной территории,произвести общий анализ почвенного и геоморфологического профиля, описывать почвы по морфологическим признакам и давать полное их название, определять основные виды растений, давать название растительным ассоциациям и правильно оформлять гербарий; выявлять влияние антропогенных факторов на рельефообразование.

Необходимо отметить, чтостуденты при прохождении практики получили навыки работы в коллективе в полевых условиях, научились вести себя в природных условиях, в том числе с точки зрения безопасности жизнедеятельности и охраныокружающей среды. Кроме того, весь фактический материал, собираемый студентами в процессе работы, может в дальнейшем служить основой курсовых и дипломных работ.

Студенты и преподаватели кафедры почвоведения и природопользования выражают огромную благодарность за возможность проведения полевых исследований руководителю полигона «Чкаловский» Е.К. Гуськову, администрации и сотрудникам столовой.